Суммарная доля онлайн-продаж в фармрознице достигла исторического рекорда

Аналитики RNC Pharma сообщили, что суммарная доля e-com в российской фармрознице по итогам I квартала 2022 года достигла абсолютного исторического рекорда 16,2%. Общий объем онлайн-продаж и бронирования продукции аптечного ассортимента составил 78,4 млрд руб.

Общий объем онлайн-продаж и бронирования продукции аптечного ассортимента (лекарственные препараты и парафармацевтика) в России по итогам I квартала 2022 года составил 78,4 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Рублевая динамика продаж относительно аналогичного периода прошлого года была зафиксирована на уровне 69,6%. По итогам 2021 года прирост достигал величины 52,7%. С одной стороны, темпы развития e-com-сегмента растут. Однако если в прошлом году динамика онлайн-канала почти на порядок опережала соответствующие показатели в офлайне, то сейчас речь идет только о двукратном опережении. Традиционный канал фармрозницы по итогам анализируемого периода показал прирост на уровне 32,4%, сообщили аналитики RNC Pharma.

В марте розница столкнулась с ажиотажным спросом и тотальным дефицитом ликвидности на рынке. Как отмечают аналитики, это не могло не отразиться на деятельности e-com-сегмента. Однако при этом добавляют, что онлайн технически уже близок к потолку своего развития в рамках существующих ограничений на продажу рецептурного ассортимента. Причем вопрос не только в прямом выпадении значительной части выручки, но и в невозможности полноценного запуска системы доставки, поскольку экономика процесса оправдана только от определенной суммы заказа, а в условиях искусственного ограничения ассортимента в онлайн рост среднего чека естественно ограничен.

Тем не менее, в I квартале 2022 года доля e-com-канала в общем объеме розницы, включая продажи парафармацевтики, продолжила расти и достигла 16,2%. Суммарная выручка организаций, вошедших в ТОР20, за период достигла 67,4 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Сейчас крупнейшие компании объединяют 86% от общего объема операций сегмента электронной торговли. При этом относительно результатов прошлого года отмечаются некоторые тенденции концентрации, доля топовых компаний выросла на 0,5%. Масштаб бизнеса важен для возможностей развития, особенно в ситуации дефицита ликвидности на рынке. Аналитики с большой долей уверенности заявляют, что до конца текущего года данная ситуация будет только усугубляться.

Позиции участников рейтинга в рамках первой тройки не изменились. По-прежнему абсолютным лидером выступает «Аптека.ру»: по состоянию на 1 апреля организация объединяла порядка 24,1 тыс. аптечных учреждений и с точки зрения рыночной доли более чем в три раза опережает ближайших преследователей сегмента e-com. Правда, с точки зрения динамики продаж лидер растет заметно медленнее средних отраслевых показателей, а также кратно отстает от конкурентов. Однако позиции компании в топе в ближайшие несколько лет едва ли что-то угрожает.

«ЗдравСити» как наиболее близкий с точки зрения бизнес-модели конкурент по итогам анализируемого периода расположился на четвертом месте. С точки зрения количественного состава организация несколько отстает от лидера — компания объединяет 20,2 тыс. точек. При этом игрок — один из лидеров за период с точки зрения динамики: относительно I квартала 2021 года выручка выросла в 2,6 раза. Абсолютным лидером по показателю прироста продаж стала «Ригла», за год компания увеличила объем операций в e-com в 2,7 раза. Сопоставимыми темпами наращивают оборот самарская «Вита» (рост в 2,6 раза) и «Еаптека» (в 2,3 раза).

Пример отрицательной динамики среди топовых компаний был только один — на 6% сократился объем операций «Имплозии». Не очень хорошо чувствовал себя также онлайн-проект «АСНА». Здесь динамика зафиксирована на уровне 5%, но учитывая, что это почти в 14 раз ниже среднеотраслевой динамики, записывать этот период себе в актив сложно, отмечают аналитики.

ТОР20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн-сервисы по итогам I квартала 2022 года**

Компания*Центральный офисОбъем валовых e-com-продаж в I кв. 2022, млрд руб.Прирост продаж относительно I кв. 2021, %, руб.Доля1 на розничном коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) по итогам I  кв. 2022, %, руб.
1Аптека.РуНовосибирск21,7534,5
2РиглаМосква6,91731,4
3ЕаптекаМосква6,51331,3
4ЗдравСитиМосква4,61640,9
5НеофармМосква4,2970,9
6ИРИСМосква3,5520,7
7АСНА2Москва2,950,6
8АпрельКраснодар2,71130,6
9Здоров.руМосква2,1990,4
10Аптечная сеть 36,62Москва1,9700,4
11ОАС Эркафарм и Мелодия ЗдоровьяНовосибирск1,8190,4
12ФармлендУфа1,8570,4
13ВитаСамара1,71590,4
14Монастырёв.рфВладивосток1,6590,3
15Планета Здоровья2Пермь1,5340,3
16Имплозия2Самара0,9-60,2
17Аптека25.рфВладивосток0,5270,1
18Ваша № 1Москва0,4650,1
19Алоэ (ранее Эдифарм)Санкт-Петербург0,2440,03
20Социальная АптекаРостов-на-Дону0,1980,02
1 Доля рассчитана от суммарного объема коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ.
2 Экспертная оценка.
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей

* В числе представителей e-com-сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, также в данных объемах не включена выручка представителей «серого» онлайн-бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики.

** В рейтинг не включена компания ozon.ru по причине отказа предоставления необходимых для расчета данных.

Артем Косенок

Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей